Барнаульцы стали первыми зрителями фильма о самой долгой артековской смене

0
3

Барнаульцы стали первыми зрителями фильма о самой долгой артековской смене

Барнаульцы стали первыми зрителями документального фильма «Артековский закал» об эвакуации Всесоюзного пионерского лагеря на Алтай в годы Великой Отечественной войны. Трогательную историю самой долгой артековской смены, длившейся 1301 день, воссоздала на экране московский сценарист и режиссер Татьяна Мирошник. Всем желающим увидеть фильм едва хватило места в зале кинотеатра «Премьера». А после показа Татьяна Мирошник еще долго отвечала на вопросы зрителей, но в основном принимала благодарности за свою работу.

Уникальная история

19 июня 1941 года во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» приехали первые пионеры из советской Эстонии. Восхитились пышной черноморской природой, быстро выучили первые и самые нужные русские слова: «кушать», «спать» и «дурак». Привыкли к «абсолюту» – послеобеденному часу отдыха, во время которого должна быть абсолютная тишина, и невзлюбили гречневую кашу. А 22-го началась война, и около 300 детей из западной части Советского Союза не смогли вернуться к своим родителям.

Эвакуация «Артека» началась в первых числах июля – сначала в санаторий на Дону, потом в Сталинград. Дальше лагерь бежал от надвигавшейся линии фронта в Камышин, Казань, Уфу, а потом через Новосибирск и Бийск – в Белокуриху. Здесь пионеры жили, учились и очень много работали до 12 января 1945 года – дня, когда окончилась эта самая долгая артековская смена.

– Когда я впервые прочитала эту историю, удивилась: как она могла пройти мимо меня? Почему я ничего об этом не знаю? Ведь как сценарист и режиссер я занимаюсь именно историческими картинами, – рассказала «АП» Татьяна Мирошник. – Сначала мне захотелось сделать игровое кино, и был написан сценарий фильма «Дневник вожатого». Он до сих пор не снят, и «пробить» его финансирование пока нереально. А материалы у меня остались. И тогда я поняла, что надо делать документальный фильм об этой уникальной истории – о том, как артековцев приютила Белокуриха и как им на Алтае было хорошо.

Артековцы и их одноклассники

Благодаря соцсетям режиссер чудом нашла двух живых участников той смены, бывших эстонских пионеров – 92-летнего Виктора Кескюла и 90-летнюю Этель Аэсма. И кадры их первой с 1984 года встречи – одни из самых трогательных в фильме.

Татьяна Мирошник рассказала, что почти ничего не видящая Этель, уходя жить в пансион, вынуждена была выбросить весь свой большой архив. Зато оказалась обладательницей фантастической памяти и об обстоятельствах своего долгого и опасного приключения рассказывала в мельчайших деталях, даже вспомнила артековские пионерские песни и подробности празднования Нового года в эвакуации!

В фильм вошли и воспоминания других участников событий. Один из них писал, как мама не хотела отпускать его в лагерь: мол, время тревожное. Но он, воодушевленный перспективой увидеть берег Черного моря, не обратил внимания на эти слова. Кто мог знать, что снова он увидит ее только через несколько лет! Кстати, фильм полностью обошелся без авторского закадрового текста, а воспоминания бывших пионеров прочитали нынешние подростки-артековцы, для которых эта история, естественно, стала большим открытием.

Отдельной маленькой главой стали рассказы одноклассников артековцев, ведь в Белокурихе пионеры пошли в обычную школу, где дети тоже уже хлебнули тягот нищего военного времени: писали сажей, разведенной в молоке, между строчками старых книг – ни тетрадей, ни чернил в деревне не водилось. «Я была уже в 3 классе, и к нам посадили двух девочек, – вспоминает в фильме Анна Тырышкина. – Мы одинаково слушали учителя, отвечали урок, их тоже спрашивали, как и всех нас, местных. Но они были всегда накормлены. А мы, деревенские… что удалось проглотить, что не удалось, особенно весной…»

Не только кино

Фильм был закончен и смонтирован буквально за три дня до барнаульского показа. Татьяна Мирошник надеется, что картину можно будет увидеть и в кинотеатрах, и на телевидении. Официальная премьера может состояться 12 января 2020 года в Москве – в 75-ю годовщину окончания самой долгой смены.

– Пока фильм, что называется, без паспорта, но когда мы получим прокатное удостоверение, будем продвигать его на фестивалях, – говорит режиссер.

Но фильм – не единственный результат этих долгих поисков. С самого начала Татьяне помогала редактор барнаульской детской газеты «САМИ» Наталья Юмашева – именно с ее книгой «Артек» на Алтае», изданной семь лет назад, режиссер начала погружаться в тему. И сейчас Наталья Владимировна завершает подготовку нового издания, в которое теперь войдут воспоминания Этель Аэсма, а также первый перевод на русский язык ее книги об артековском приключении, выпущенной в Эстонии еще в 1972 году.

– Мы получили субсидию Федерального агентства по печати и должны отчитаться уже до конца этого года. А презентацию новой книги постараемся сделать 12 января, – говорит Наталья Юмашева. – Знаете, я Татьяну сначала называла землеройкой, а потом сказала ей: «Нет, ты бульдозер». Она столько нового нарыла по этой теме!

 
КАРПОВА
ЛюбовьБарнаульцы стали первыми зрителями фильма о самой долгой артековской смене

Впервые в Барнауле выступил национальный драмтеатр Беларуси

Барнаульцы стали первыми зрителями фильма о самой долгой артековской смене

В День народного единства в Барнауле прошел праздничный концерт

Посмотреть все материалы автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here