По алтайским дорогам ездит «двойник» грузовика из фильма «Живет такой парень»

0
126

По алтайским дорогам ездит «двойник» грузовика из фильма «Живет такой парень»
Фото Олег БОГДАНОВ

В Шипуновском районе до сих пор бегает ГАЗ-51, такой же грузовик водил в фильме «Живет такой парень» главный герой. «Вылитый Пашка Колокольников» – так думают обычно люди, знакомясь с руководителем общественной организации «Боевая колесница» Владимиром Малаховым, которому принадлежит этот «газик». Имея в виду, конечно, что Владимир похож на Леонида Куравлева, сыгравшего главную роль в фильме. Впрочем, сходство героев, киношного и реального, не только внешнее.

Техника – не чермет

«Боевой колеснице» в этом году исполнилось двадцать лет. Все это время организация занимается исторической реконструкцией переломных боев,  воссозданием солдатского и офицерского обмундирования времен Великой Отечественной, восстановлением раритетной техники, военной и гражданской.

На одной площадке соседствуют немецкая гаубица «Мардер» и наш трактор-«целинник» ДТ-54. Спасенные от переплавки на чермет автокран на базе ЗИС-150 и автопогрузчик 1959 года выпуска. Все работы по восстановлению активисты-общественники выполняют своими силами и средствами, поэтому получается небыстро, учитывая, что недешевые детали и комплектующие еще поди достань. Но рядом с Малаховым его сыновья и единомышленники. 

Как у человека, у каждой машины своя судьба, по которой можно уроки  истории школьникам давать. Так, мотоцикл М-72 – копия немецкого БМВ. Перед войной советские разработчики взяли за основу идеи немцев и сделали отечественную версию. А танк Т-34, один из символов краевой столицы, стоящий на постаменте у кинотеатра «Мир», на самом деле его 85-я модификация, созданная лишь в 1944-м. После того как его предшественник с короткой пушкой и маленькой башенкой уже выиграл Сталинградскую и Курскую битвы. Энтузиастам «Боевой колесницы» достался тягач, выпущенный на базе Т-34 в 1948-м. И они восстановили его по уникальным чертежам Сталинградского завода, которые пришлось доставать через Министерство обороны, тот самый, боевой, аутентичный до последней гайки.

«В них душа есть»

В этой дружной компании военных раритетов мы увидели «студебекер» 1943 года выпуска – он время от времени появляется в кадрах фильма «Живет такой парень». Но мы приехали ради ГАЗ-51, на котором ездил главный герой Пашка Колокольников. Не зря ведь Шукшин наделил машину душой, сделал ее полноценным персонажем. В Шипуново удалось в полной мере постичь смысл этой его режиссерской задумки.

У ГАЗ-51, звезды коллекции «Боевой колесницы», миссия особая. Реанимация, как другим раритетным образцам, грузовичку не требуется. Он на ходу был и остается.

– Каждый год, когда приезжает в район археологическая экспедиция педуниверситета, мы передаем ребятам этот автомобиль для работы. Еще ни разу не подвел. Знаете, что самое удивительное? В нем все детали – родные. Вот как выпустили с завода в 1957 году, так и ездит. Ходовая часть, кабина, кузов. И запах особый, неповторимый сохранился. Думаю, второй такой действующей модели в России не найдется. Если вы обращали внимание, на кабинах ГАЗ обычно написано «Горьковский автозавод». А на этом значится «Автозавод имени Молотова». Ранняя версия, выпущенная еще до его опалы, – Владимир рассказывает о своем любимце, едва заметно поглаживая его по железному боку.

– Любите машины?

– Невероятно. У меня голову от них сносит. Особенно от старых. Они слышат и понимают человека. В них душа есть, наверное, потому, что люди их вручную собирали – для людей. Конвейер не то. Раньше-то в каждый болтик сердце вкладывали. Вот они с душой-то и ездят до сих пор. Нисколько сейчас не шучу, поверьте, за сорок лет шоферской жизни через мои руки и «хаммеры» проходили, и «гелики». Наш ГАЗ ни с чем не спутаешь и нигде больше такого не встретишь.

«Это про моего батю»

Земляки Малахова неслучайно настаивают на его сходстве с Пашкой Колокольниковым. Так же, как и киногерой, Владимир сел за баранку ГАЗ-51, когда ему и семнадцати не исполнилось.

– Уже тогда, в 1979-м, я был шофером до мозга костей, спасибо бате, – говорит Малахов с шоферской гордостью, подмеченной и Василием Макаровичем. – Начальник Шипуновского автотранспортного предприятия сразу доверил мне машину. Считай, всю жизнь за рулем. Но на Пашку Колокольникова не столько я, сколько мой отец Петр Федорович похож. Юмором, возрастом, отношением к жизни. После войны на АТП работали 67 водителей-фронтовиков, и каждый – шукшинский герой. Я вырос среди этих людей. «Живет такой парень» – мой любимый фильм. Это про моего батю и его товарищей. 

Владимир Малахов захватил времена, когда колонны еще авторотами называли, как с войны повелось. Техника была сконцентрирована на межхозяйственных МТС, какому колхозу требовался грузовой транспорт, под вывоз зерна скажем, туда и отправляли. Принципиальной разницы, куда ехать, для водителей не было, главное – привезти справку из хозяйства о проделанной работе.

Как раз в такой автороте и работает шукшинский Паша с почти свободным графиком передвижений. Именно поэтому председатель колхоза Иван Егорович Прохоров, которого Колокольников взялся подвезти по Чуйскому тракту, так легко убедил парня ехать не в Листвянку, а в Баклань.

Что такое Дома колхозника, о которых пишет Шукшин, Малахов тоже еще из своего детства помнит. Командированные в дальнюю поездку водители не в гостиницах останавливались, а в таких апартаментах, специально отстроенных богатыми колхозами в одиночку, а победнее – в складчину. Там и попутчиков с собой брали до нужной деревни. По словам собеседника, был заезжий дом и в краевой столице, на улице Шевченко.

– Меня пацаном батя часто брал с собой в поездки, когда его посылали за запчастями в Барнаул, например. В шесть утра выезжали из Шипуново, на место добирались к десяти вечера. Ехали медленно, потому что дорог на селе не было. Грейдер проходил, вот по этим направлениям и двигались. Дождь пролил – все встали. Не потому, что не было взаимовыручки. Ну, вытянул тебя трактор, а через сто метров – новая размытая ямина. И шоферня сидела часами, жевала сало с хлебом, запивала чаем из термоса – все брали с собой из дому такие «тормозки». Часами ждали, когда просохнет. Тогда начинали выбираться. Поездка в Барнаул занимала три дня. День – туда, второй – оформление документов и погрузка, третий – обратно. Зимой же и вовсе милиция после обеда не выпускала транспорт из города, так что могли и на четвертый остаться с ночевкой. Зарабатывали водители рублей по 200 – 250, много по тем временам, но ведь и работа у них была ненормированной.

Мы не могли отказаться от удовольствия прокатиться на том самом грузовичке. Ощущения, конечно, уже не те, когда под колесами ровненький асфальт вместо колдобин. Но ГАЗ-51, кажется, понял, чего ждали от него люди. И он старался. Завелся с пол-оборота, весело фырчал, прислушивался к разговорам, слегка покачивал своих пассажиров – словом, демонстрировал тот самый легкий характер, за который любил его шукшинский Пашка Колокольников. За который любит его шипуновский «двойник» Владимир Малахов. 

 

ПОПОВА
ТамараПо алтайским дорогам ездит «двойник» грузовика из фильма «Живет такой парень»

По алтайским дорогам ездит «двойник» грузовика из фильма «Живет такой парень»

Житель Тальменки своими руками собрал вездеход, для которого не существует преград

Для алтайских дорожников метели стали испытанием на прочность

Посмотреть все материалы автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here