Проект «Алтай зажигает звезды». Рассказываем о Борисе Эйфмане

0
117

Проект «Алтай зажигает звезды». Рассказываем о Борисе Эйфмане

В рамках нашего спецпроекта «Алтай зажигает звезды» продолжаем рассказывать о деятелях российского театра, кино, телевидения – уроженцах нашего региона, внесших заметный вклад в развитие искусства. Ответить «АП» на вопросы согласился народный артист России Борис Эйфман, создатель и художественный руководитель всемирно известного Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, основатель Академии танца.

«Странный» выбор

Детство мастера началось в Алтайском крае, куда для строительства завода танковых двигателей был направлен его отец – инженер. 

Борис Эйфман родился 22 июля 1946 г. в Рубцовске. С юных лет он привык познавать мир и выражать свои эмоции с помощью языка тела.

«В 13 лет я сочинял хореографию (к тому моменту мы с родителями уже переехали в Кишинев). Примечательно, что даже в первых моих постановках присутствовали сюжетная основа и драматургическая выстроенность. С самого начала я тяготел к тем формам балетного театра, развитию которых посвятил всю последующую творческую жизнь. А в 16 лет я уже руководил собственной небольшой труппой. У меня даже было прозвище «мальчик, который танцует», – рассказывает хореограф.

Такую страсть к танцам родители не поддерживали, но и не препятствовали ей, ведь жизненный путь каждого человека – это только его выбор. «Мама и папа видели меня врачом или инженером, но никак не хореографом. Для той эпохи выбор профессии (тем более для мальчика) казался странным. Впрочем, это не повлияло на мою судьбу. Самое главное – знаешь ли ты сам, чего хочешь от жизни, и готов ли прикладывать для достижения своей цели необходимые усилия», – считает Эйфман…

И он знал. Знал все риски. Понимал, что его идеи могут не принять, а некоторые постановки и вовсе запретить, но все равно целенаправленно шел к реализации своей творческой мечты. Окончив в 1972 году балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории, Борис Эйфман работает в Ленинградском академическом хореографическом училище имени А.Я. Вагановой, где осуществляет ряд постановок. Одновременно он выпускает спектакли на сценах Кировского и Малого театров, создает фильмы-балеты.

Под запрещённую музыку

В 1977 году Эйфман возглавил собственную труппу, изначально носившую название «Новый балет». Уже первая программа молодого коллектива, представленная в Ленинграде 29 сентября того же года, стала настоящей сенсацией и перевернула представление советских зрителей о хореографическом искусстве. Особенно восторженной была реакция молодежной аудитории. Она по достоинству оценила смелость Бориса Эйфмана, обращавшегося в своем творчестве к музыке группы «Пинк Флойд», Рика Уэйкмана и других представителей рок-сцены. Такой выбор музыкального материала – как и изобретательная чувственная пластика – стал яркой антитезой тесным академическим рамкам, в которых доселе существовал отечественный балет. При этом примечательно, что сам хореограф никак не считает себя революционером от танца и всячески подчеркивает необходимость предельно уважительного и внимательного отношения к наследию, оставленному предыдущими поколениями творцов.

Как известно, духовность – категория, трудно поддающаяся анализу. «Пожалуй, я родился уже с особым мироощущением, и впоследствии по мере моего взросления оно лишь приобретало какие-то новые грани… Помню, как я писал маме письма, пронизанные глубочайшим, едва ли не античным трагизмом. И мама начинала волноваться и выяснять, что же со мной случилось. А ничего страшного не происходило – просто такой я видел окружающую действительность», – вспоминает Эйфман.

От Москвы до Нью-Йорка

Еще одним его важным детищем стала собственная Академии танца, открытая в Санкт-Петербурге по инициативе хореографа в 2013 году. Эта уникальная балетная школа направлена на воспитание универсальных балетных артистов и подготовку новой творческой элиты России. В ноябре 2019 года при академии начнет свою работу Детский театр танца – общегородская публичная площадка, на сцене которой смогут выступать профессиональные и любительские хореографические коллективы со всего мира.

Петербург стал главным домом и духовной отчизной Бориса Эйфмана. Там он сформировался как личность и художник, создал балетный репертуар новой России, которому сегодня аплодируют зрители Европы, Америки и Азии. Туры театра расписаны на несколько лет вперед. Москва, Пекин, Париж, Амстердам, Нью-Йорк – вот лишь некоторые из пунктов на гастрольной карте труппы. Но и былое не забыто, потому что как художник и личность 
Эйфман не порывает с прошлым: «Духовная, внутренняя связь с тем местом, где я появился на свет и провел свои первые годы, всегда живет во мне. Ощущение дома и родительской любви – все в моей памяти, к которой я не перестаю обращаться как художник. Ведь о ком бы ни говорил творец в своих работах, он всегда исповедуется и рассказывает о себе самом», – размышляет хореограф.

Его творческий гений уж точно не готов останавливаться на достигнутом, подтверждая слова Гете о вечном искусстве. «Никто не знает, сколько нам отведено Всевышним. Но пока я продолжаю двигаться вперед, – говорит Борис Эйфман. – В отличие от многих людей, мучающихся от невозможности определить свое жизненное предназначение, я изначально знал, что посвящу себя хореографическому искусству. И это ценный дар судьбы, ведь неспособность реализовать себя – огромная человеческая трагедия».

Дарья БЕРКЕТОВА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here