Всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье» завершается в Барнауле

0
5

Всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье» завершается в Барнауле
Фото Олег БОГДАНОВ

12 ноября в Барнауле завершается I Всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье». Церемония награждения пройдет на сцене театра «Сказка».

В течение пяти дней барнаульцы могли увидеть 13 кукольных постановок, предназначенных для самой разной аудитории – от беби-театра для зрителей «1+» и «2+» до философских высказываний для взрослой аудитории, в основу которых легли произведения Достоевского, Макдонаха или Михаила Шишкина. Впрочем, по словам директора театра «Сказка» и фестиваля «Зазеркалье» Надежды Васильевой, такова и была конечная цель большого смотра:

– Мы хотели показать нашему алтайскому зрителю, каков современный театр кукол: что он крут, что он разный и что он для всех.

«Чтобы на сцене была жизнь»

Сам факт проведения такого театрального смотра в Барнауле министр культуры Алтайского края Елена Безрукова назвала «абсолютно историческим», а с точки зрения новизны фестиваль вообще стал главным событием Года театра в регионе.

Достойна и его география: в конкурсе участвовали девять спектаклей из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Кемерово, Томска, Нижневартовска, Красноярска, Новосибирска, Омска и Барнаула. А вне конкурса показаны увенчанный множеством наград «золотомасочный» спектакль «Ваня» санкт-петербургского театра Karlsson Haus, недетский «Письмовник» по знаменитому роману Михаила Шишкина от Московского камерного театра кукол и беби-спектакль «Разноцветные сказки» из Екатеринбурга.

При этом в день открытия смотра его гостям и членам жюри приходилось вновь и вновь убеждать журналистов, что театр кукол – это вполне серьезно и не обязательно для малышей.

– У нас в обществе принято немножко принижать его, якобы он не такой глубокий и нужный для взрослой публики, – говорит артист Ханты-Мансийского театра кукол Петр Порфиров. – Но на самом деле это такой же театр, как и другие. Главное, чтобы на сцене была жизнь.

Видеть друг друга

Лучшим доказательством слов артиста стал конкурсный спектакль из Ханты-Мансийска «Бах-бах-бах» по пьесе молодого драматурга Юлии Поспеловой, предназначенный для зрителей от 12 лет. Он о Великой Отечественной войне, только увиденной глазами маленькой цирковой собачки. Петр Порфиров играет дрессированного песика по кличке Витя, чей любимый хозяин клоун Аркаша ушел на фронт (взрослые зрители уже в этот момент начали украдкой смахивать слезы).

Витя собирает маленький чемоданчик и отправляется на поиски друга, который, как он думает, предал его. А по пути встречает примеры настоящей дружбы и начинает понимать, что же такое мужество, о котором все вокруг говорят. Спектакль у режиссера Елены Евстроповой получился эффектным, нелинейным, построенным на ассоциациях. Но эта сложность не отпугнула и школьников, которые, кажется, очень прониклись.

– Современный российский театр кукол настолько разнообразен! А о мировом можно вообще до вечера говорить, – замечает председатель жюри «Зазеркалья» Ольга Глазунова – театровед, критик, заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ. – Он вмещает в себя все что угодно: куклу разных видов и систем, предметы, объекты, пространство. Идут большие поиски. Но есть и театры, которые живут по старинке: сидят где-нибудь в небольшом городке, «окопавшись», сами никуда не ездят и к себе не приглашают. А мне кажется, что неподвижность – гибель для театра. Они должны ездить, встречаться, видеть друг друга. Вот это сейчас и происходит.

Формируя публику

Фестивалей театров кукол с каждым годом все больше, говорят члены жюри, и потому «Зазеркалью» еще предстоит найти свое собственное «лицо». А пока – растить своего зрителя.

– Сама информация, что в Барнауле появится свой фестиваль, широко прозвучала в нашем сообществе в начале июня и вызвала большой энтузиазм у кукольников, – рассказал критик Владимир Спешков, член экспертных советов и жюри многих российских фестивалей. – У всякого не тусовочного фестиваля серьезные задачи: с одной стороны, формировать свою публику и показывать, каким разным может быть театр кукол. А с другой, когда актеры видят работы коллег, это влияет на творческий рост труппы. Я писал об этом в статье «Зачем театру кукол свой фестиваль», где анализировал опыт фестиваля «Петрушка Великий» в Екатеринбурге. Он в значительный мере изменил и Екатеринбургский театр кукол.

Читайте также: 

Дерзновение и открытие: фестиваль «Зазеркалье» начался в Барнауле

Кукольную версию романа «Письмовник» показали на фестивале «Зазеркалье»

 
КАРПОВА
ЛюбовьВсероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье» завершается в Барнауле

Всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье» завершается в Барнауле

Кукольную версию романа «Письмовник» показали на фестивале «Зазеркалье»

Ушел из жизни народный художник России Михаил Будкеев

Посмотреть все материалы автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here