«Я не люблю рисовать развороченные животы»: Никас Сафронов о своих работах

Александр
Автор: Александр Август 13, 2017 03:46

«Я не люблю рисовать развороченные животы»: Никас Сафронов о своих работах

"Я не люблю рисовать развороченные животы": Никас Сафронов о своих работах

Эксклюзивное интервью с Никасом Сафроновым об искусстве, деньгах, завистниках и гражданской позиции художника

В краевой столице открылась выставка знаменитого Никаса Сафронова, экспозиция работ которого представлена в музее «Город». Рассказать о том, чем мастер готов удивить барнаульцев, какое место занимает художник в современном мире и стоит ли им вообще становиться, живописец пришел на программу «Тема дня» радиостанции «Эхо Москвы в Барнауле». Если вы пропустили этот эфир, читайте подробное интервью с гостем на нашем сайте.

— Расскажите, какие работы вошли в экспозицию выставки.

— В Барнаул я привез 124 работы. Зал в музее «Город» какой-то особенный, и он позволяет разместить такое количество картин. Это не первый мой визит в Барнаул, у меня здесь проходила выставка 5 лет назад, и все представленные работы новые, они взяты из моей коллекции, моих студий. Здесь есть портреты, картины из известной серии «Люди-животные», на которых братья наши меньшие стали какими-то умными, тонкими, похожими на людей. Кроме того, здесь представлены символизм и дрим-вижн. Последнее направление придумал я. Работы, написанные в данном стиле, любят в Европе, они нравятся тем, кто искушен в живописи и искусстве Японии.

— А над какими проектами вы сейчас работаете?

— Я был в Бахрейне по приглашению короля. Ему захотелось, чтобы я написал это место в стиле дрим-вижн, и королевский музей приобрел две работы за серьезную сумму. Часть денег мы уже потратили на благотворительность. Сейчас я закончил большой портрет короля Бахрейна на коне, он мне даже предложил быть королевским художником и открыть там галерею. Я думаю согласиться, так как в России сейчас тяжело зарабатывать. Раньше я считал, что лучше рубль у себя, чем за границей два, но, к сожалению, и рубль не удается получить, поэтому работать на Западе стало просто необходимо. А вообще, если у человека появился рубль, лучше его потратить на искусство. Когда художник состоялся и заставил говорить о себе при жизни, то он будет актуален и после того, как его не станет.

— Почему в качестве площадки для выставки вы выбрали зал музея «Город»?

— Была у меня выставка на Красной площади, и я пожалел, что там ее провел — это был сложный зал. Но тогда я рассуждал так: я родился в бараке в Ульяновске, а тут музей Ленина. Но эта мистика не подошла, а здесь, в Барнауле, очень удачный музей, хороший зал, и все наши условия поддержали.

— Расскажите о том, как складывается ваша работа.

— У меня очень много работы и три небольшие мастерские — я привык к небольшому пространству, жил в коммуналке, работал на кухне, ночью писал, а утром все убирал. В одной я пишу портреты, в другой — символизм, в третьей – как раз дрим-вижн, отсылающий к стилю импрессионистов. Все это дает мне возможность больше работать, чувствовать себя в тонусе. Меняя техники, я обновляюсь и не скучаю.

— Ваше творчество живописью не ограничивается. Расскажите о других проектах.

— Я пробовал себя в театре, работал и как бутафор, и как художник-постановщик, сделал в театре Джигарханяна спектакль «Пигмалион» очень успешный, снимался в кино, но только тогда, когда я играл самого себя, художника. Это полезно для популяризации творчества. Меня часто зовут играть и сниматься, но я отказываюсь, у меня память не такая, как у актеров. У меня есть друг Гафт (артист Валентин Гафт — прим. ред.). Иногда мы общаемся с ним, и он начинает со мной резко диалог вести. Оказывается, он репетирует диалог.

У нас, художников, другая история: мы делаем эскизы, наброски. Есть у меня шкаф в голове, там я сохраняю свои впечатления, сны, поездки. Я состоялся как художник, когда учился на 4 курсе и хорошо уже рисовал, но не чувствовал себя на своем месте. Я видел себя летчиком, пиратом – кем угодно. Однажды увидел себя во сне, как я гуляю по галерее среди своих работ, которые я еще не написал, и со мной какой-то дед, он все время поправляет меня. Я в какой-то момент оборачиваюсь, а его нет. Я поднимаю голову, а это сам Леонардо. Я кричу ему: «Куда ты?», а он бросает мне шар. Я проснулся и осознал, что я художник.

— А нужно ли художнику профессиональное образование?

— Желательно его получить. Есть самородки, но это редкая история и при жизни обычно непризнанная. А так образование дает возможность переосмыслить. Как заниматься математикой, физикой или архитектурой, если ты не знаешь азов? Образование помогает, дает тебе базу, правда, минус в том, что иногда люди не могут от этого освободиться. Был такой мастер Моисеенко, он преподавал в Репинке, и все студенты работали так же, как он, у Глазунова так же, у китайцев, и редкий случай, когда кто-то выделяется из массы. Это, с одной стороны, хорошо, что нация образованная, но когда все одинаковые — это скучно. Я все время искал и пытался отойти от этого, поэтому я работаю в нескольких жанрах, в основном это символизм и дрим-вижн, а портрет — это для меня заработок.

-У вас выставки проходят в разных странах. Приходится ли в выборе работ подстраиваться под местные ожидания?

— Да. Я сейчас делаю работы для Баку и Казани, где у меня будут выставки. И я убедился, что они тематически хотят только свое. Напишешь ты Восток — Арабские Эмираты, Дубай, а они это не примут, мечети они хотят только свои. Нарисовал я девушку в сиреневой одежде, а у них так девушки не ходят, они носят черное, и эту работу на выставку не взяли. Сейчас я уже это понимаю и делаю бакинские темы. Чем это удобно — они эти картины покупают для своих музеев.

— А как молодому художнику стать известным?

— Для начала надо понять, нужно ли вообще быть художником, это сложная работа. Я был в Греции, у меня заказали два портрета отца Ефрема, а он заболел. Меня спросили, буду ли я ждать, я согласился. Но по правилам монастыря я стоял службы с восьми вечера до двух ночи, ночевал в холодной келье, вставал в пять утра, снова шел на службу, которая шла с шести до одиннадцати, а после отправлялся убирать территорию, выращивать фрукты. Эта работа, как и любая, требует выполнения стахановских норм: поездки, общение, выставки — на все это нужно время и относиться ко всему нужно с колоссальным вниманием. Для меня есть три основы в работе: обязательность, профессионализм и духовность. Я не люблю рисовать развороченные животы и передаю все через метафору.

В Москве, по статистике, 275 тыс. художников. Чтобы состояться в этом деле, нужно много трудиться и самосовершенствоваться. Знаете, в детстве читал кодекс самурая, тогда не понимал смысл написанной там фразы «Если мучаешься выбором между жизнью и смертью — умри». Так вот, я не мучаюсь, я четко сделал свой выбор. Конечно, это вызывает и зависть, и неприятие, стараются тебя обидеть, при том что сами могут ничего не делать.

Я вот не спал сегодня вторые сутки, но я приехал, чтобы выступить на «Эхо Москвы».

— В СССР искусствоведы продвигали наших художников, так как на Западе за искусство готовы платить, но все это было весьма непросто. Сейчас так же сложно стать востребованным на Западе?

— Вы знаете, сейчас легче, но ты там никому не нужен. Вот если вспомнить эту «Тракторную выставку», там больше половины были дилетантами и бездарностями, но так как для Запада это было политически важно, они их поддержали. Сегодня происходит что-то похожее. Если ты снимаешь фильм, где ругаешь свою страну или кричишь в храме, тебя будут на Западе прославлять, покажут везде, дадут денег. Кто-то этим пользуется. Это все политика.

Есть гениальный поэт Евтушенко, но он влез в политику. Его любили у нас, а на Западе не принимали. Зато принимали человека, который сидел в сумасшедшем доме, — Бродского. Он, может, тоже сильный поэт, но с Евтушенко не сравнится.

Художник должен быть независимым, но с гражданской позицией, патриотом, но не угождать, не искать себе чинов, а работать для народа.

Александр
Автор: Александр Август 13, 2017 03:46
Оставить комментарий

Нет комментариев

Ваш комментарий будет первым!

Стань первым, то выскажет свое мнение относительно этой статьи.

Оставить комментарий
Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения

Комментарии

  • Катерина Сергеевна

    Катерина Сергеевна

    Здравствуйте можно ещё подать документы на повора на базе 9 класса можно даже на платно

    Читать статью
  • олег

    олег

    Всем здравствуйте! А сколько стоят курсы на повара и когда на них набирают группы?

    Читать статью
  • Всё_о_народе_думают_бедолаги

    Всё_о_народе_думают_бедолаги

    Соль и Сахар это белая смерть! А еще во времена перестройки говорили, что борщ из крапивы, лебеды и коры березовой…

    Читать статью
  • Дмитрий

    Дмитрий

    Ещё бы подписал закон об ужесточении наказания за езду в нетрезвом виде. За ночь по десять машин на штрафстоянку ставят.

    Читать статью
  • Нурбек

    Нурбек

    Цена вопроса

    Читать статью