08:00, 08.05.2023
Зиновий Геришенко – ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда.
В свои 105 лет он мыслит очень ясно, рассказ о своей жизни ведет больше часа, лишь раз останавливается, чтобы сделать глоток воды.
– Эту войну я не смог забыть, она находится в груди, – Зиновию Ивановичу важно накануне 9 Мая вспомнить былое. – Потому что мы за каждый метр воевали, свою Родину защищали. Нужно было отстоять и победить.
Мы были не готовы
Зиновий Геришенко родился в городе Каменка Черкасской области УНР в 1918 году.
«В Бийске я один фронтовик остался, живой. Родился в семье врача, окончил школу. У меня всегда было желание быть музыкантом, но поступить в музыкальное училище не получилось – не успел подать документы. Тогда отец посоветовал: поступай в лесной техникум в Киеве. Окончил техникум, года мои подошли к армии. По призыву уехал во Львовское общевойсковое командное училище офицерского состава. Туда брали только со средним образованием, нужно было экзамены сдавать. Там проучился два года, окончил его, и мы должны были разъехаться по округам, служить по званию. А тут германские войска нарушили наши границы на западе.
105-летний ветеран из Бийска вспоминает боевой путь
Фото: Анна Сабанова
Когда это случилось, нас подняли по тревоге, и утром – сразу на вокзал. Из выпускников училища создали запасной временный полк. А уже через две недели всех отправили по фронтам.
Я попал на Калининский фронт, в 29-ю армию, там и начал воевать. Война была плохая, мы не могли удержать противника, он углубился в нашу страну. Пока у нас рассылали повестки, пока мобилизовали… На это время надо, а враг был готов и вооружен.
Меня назначили командиром минометного взвода. Начались бои. Боеприпасов было мало, мы с трудом сдерживали напор противника. Вскоре получилось так, что наша 29-я армия Калининского фронта оказалась в окружении.
105-летний ветеран из Бийска вспоминает боевой путь
Фото: Анна Сабанова
В моем батальоне было 60 человек, как и положено по военному времени. Я был командиром роты, но когда нашего командира батальона ранило, мне, старшему лейтенанту, поручили батальон.
Из штаба нам сообщили три направления, по которым можно было выходить из окружения. Я выбрал третье, потому что хорошо помнил местность, знал, где овраги, где можно пробраться незаметно. Солдаты меня сами находили и просили: «Товарищ лейтенант, возьмите меня в эту группу».
Из окружения мне удалось вывести всех своих людей».
Прошел всю войну
«Дивизию нашу пополнили, и обратно пехотным маршем мы подошли ко Ржеву и заняли там оборону.
Поступил приказ, и в октябре 1942 года меня направили в Москву, в военную Академию имени Фрунзе, а позже в Ташкент, где я продолжил обучение около года. Программа была рассчитана на четыре года мирного времени, но ввиду военного положения мы проходили ускоренное обучение. Отучился – и обратно на фронт, но уже в звании капитана.
Меня отправили на Юго-Западный фронт, офицером связи оперативного отдела штаба 6-гокорпуса.
Участвовал в боях под Сталинградом около двух месяцев. Освобождал города Калинин (сейчас это Тверь), Осташков, Селижарово, Старицу, Торжок, Вышний Волочёк, Перхурово. Был в обороне под городом Ржевом. Там же в ходе боев от разорвавшейся авиабомбы получил контузию и дважды был легко ранен.
105-летний ветеран из Бийска вспоминает боевой путь
Фото: Анна Сабанова
После сталинградских боев наш корпус был направлен на Украину. Освободили Макеевку, Горловку, Лисичанск, Крымское, Рубежное, Вознесенское, Пролетарск, Миллерово, Днепропетровск, Днепродзержинск и другие города Украины.
После этого наш шестой гвардейский стрелковый корпус, который входил в состав армии Юго-Западного фронта, передали 3-му Украинскому фронту, где принимал участие в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехо-
словакии.
105-летний ветеран из Бийска вспоминает боевой путь
Фото: Анна Сабанова
Встретил Великую Победу 11 мая 1945 года в Чехословакии в городе Ческе Будеёвице. За всю войну получил контузию и два легких ранения».
Через некоторое время после окончания Великой Отечественной войны в составе Южной группы войск пешком в течение лета возвратился в Советский Союз, в г. Ананьев Молдавской ССР. Военная часть, в которой Зиновий Геришенко служил после войны, осуществляла силовую поддержку внутренним войскам в борьбе с бандеровцами. После демобилизации из вооруженных сил некоторое время жил на Украине, в 1956 году переехал в Бийск. Поступил в городское жилищное управление и постепенно поднимался по карьерной лестнице – от простого техника до главного инженера.
– Двадцать девять годов на одном предприятии проработал! – говорит Зиновий Иванович.
105-летний ветеран из Бийска вспоминает боевой путь
Фото: Анна Сабанова
На заслуженном отдыхе тоже не скучал – более 23 лет был бессменным председателем ревизионной комиссии комитета ветеранов
войны.
За боевые действия в период Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден:
- орденом Отечественной войны I степени,
- орденом Красной Звезды,
- медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.»,
- медалью «За взятие Будапешта»,
- медалью Жукова,
- юбилейными медалями Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил СССР.
105-летний ветеран из Бийска вспоминает боевой путь
Фото: Анна Сабанова
Зиновий Иванович имеет трудовые награды:
- медали «Ветеран труда», «За доблестный труд».
- За активное участие в ветеранском движении награжден:
- почетным знаком РКВВВС (Российский комитет ветеранов войны и военной службы).
Его Господь хранил
Николай Зиновьевич, сын Зиновия Геришенко, уверен, Господь хранил его отца. Он вспоминает множество случаев из его жизни, которые тому в подтверждение:
105-летний ветеран из Бийска вспоминает боевой путь
Фото: Анна Сабанова
– Когда он был маленьким, ехал с отцом с пашни на снопиках, а волы были молодые, и один из них бросился под гору. В итоге ребенок упал с воза вниз, лицом об дорогу ударился, но ничего не поломал, хотя несколько дней после ничего не видел. Уже на фронте, подо Ржевом, пуля летела в него, но попала в автомат, в деревянную часть, и дала рикошет в сторону. Если бы не это – было бы точное попадание в сердце. На Карельском фронте бомба упала, Зиновий Иванович был в землянке, ее засыпало землей. Откопали солдаты – там только двое живых осталось, отец был контужен и до вечера не разговаривал, ничего не слышал. В мирное время, в 60 лет, ночью почувствовал себя нехорошо, а это был приступ аппендицита. Отец сразу вызвал скорую помощь и попросил отвезти к хирургу. Сделали операцию и сказали: еще бы несколько часов, и все. В 95 лет, оступился и скатился с высокой лестницы, но сам пришел домой, и мы оказали ему помощь. Переболел ковидом, с трудом его перенес, но выкарабкался. И таких случаев, такого везения, было много по жизни, и это милость Божья.