Громоздкие «мобильные»: как работали телефоны в автомобилях во времена СССР

0
4

Громоздкие «мобильные»: как работали телефоны в автомобилях во времена СССР

Москва, 29.10.2020, 11:59:05, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Андрей Котов.

Мобильная связь настолько прочно вошла в нашу жизнь, что порой кажется — она существовала всегда. Молодому поколению трудно представить, что когда-то телефоны были стационарными, без дисплеев, с дисковым номеронабирателем и огромной трубкой. А старшее поколение удивляется: как мы жили без мобильной связи, а многие и вообще без телефонов? Однако есть люди, которые даже в советское время пользовались мобильной связью.

СССР первым запустил сеть мобильной связи

Как бы удивительно это не звучало, но именно СССР стал «пионером» по внедрению мобильных телефонов. Конечно, назвать тогдашние телефоны «мобильными» у нынешнего поколения язык бы не повернулся. Но по тем временам это был действительно мобильный комплект: сам аппарат, пара аккумуляторов и приличного размера чемоданчик для переноса оборудования.

Громоздкие «мобильные»: как работали телефоны в автомобилях во времена СССР

Разработка системы автоматической мобильной связи началась в 1958 году. До этого использовались системы, аналогичные военным радиостанциям. Но в таких системах нельзя было одновременно говорить и слушать собеседника: общение происходило поочередно, по принципу рации. К тому же, нельзя было самостоятельно вызвать собеседника, и приходилось пользоваться услугами коммутатора.

Эти неудобства подтолкнули к созданию полностью автоматической системы. Назвали ее Алтай, и уже в конце 50-х годов в Воронеже были установлены первые базовые станции. Над созданием системы работали специалисты со всего Советского Союза: например, антенные системы разрабатывали телевизионщики из московского Государственного Специализированного Проектного Института.

Телефон в автомобиле — не роскошь, а средство связи

Поскольку носить с собой чемодан с устройством связи было неудобно, систему планировали устанавливать в автомобилях — там имеется своя бортовая сеть для питания устройства. Это решение было с восторгом принято номенклатурными и руководящими работниками. Ведь теперь можно было оставаться на связи даже в поездках — а их у данных категорий было немало. Установка базовых станций позволяла принимать сигнал в радиусе десятка километров, а позднее, когда произошла модернизация системы и были выделены новые частоты — еще на более дальние расстояния.

Громоздкие «мобильные»: как работали телефоны в автомобилях во времена СССР

Аппарат системы Алтай выглядел как обычная телефонная трубка. Некоторые модели оснащались даже дисковым номеронабирателем, но он оказался неудобным для пользования в автомобиле, и его заменили на кнопочный. Надо ли говорить, какой эффект на окружающих производил телефон в автомобиле, когда у многих его не было даже в собственной квартире!

Всесоюзное покрытие мобильной сетью

В 70-х годах система Алтай продолжала развиваться. Если поначалу «телефонизацией» были охвачены лишь крупные города — Москва, Ленинград, Киев, Ростов, Ташкент, то к середине 70-х мобильная связь покрывала 114 городов по всему СССР. В этом показателе нам проигрывала даже Америка, в которой тестовый запуск состоялся на год позже, а коммерческое распространение мобильной связи началось лишь в 1969 году. При этом, в СССР к тому времени мобильной связью системы Алтай пользовались в 30 городах.

Стоит признать, что в США телефон в автомобиль мог поставить любой желающий, выстояв очередь и заплатив «кругленькую» сумму (2-4 тыс. долларов), плюс весьма дорогие расценки на звонки: 0,7 — 1,2 долл. за минуту. В СССР мобильным телефоном могли пользоваться лишь руководители высшего эшелона, научные и номенклатурные работники.

Громоздкие «мобильные»: как работали телефоны в автомобилях во времена СССР

Накануне Олимпиады 1980 года произошла очередная модернизация системы — базовые станции Москвы «переехали» на Останкинскую телебашню, благодаря чему увеличилась дальность покрытия сети. Во время трансляции Олимпийских игр именно система Алтай помогала журналистам вести прямые эфиры с соревнований. Тогда многие разработчики системы получили Государственные премии — наравне со спортивными, престиж страны был поддержан и научными достижениями.

С появлением сотовой связи система Алтай постепенно стала терять свои позиции. Именно сотовая связь благодаря более новым технологиям оказалась более практичной, компактной и дешевой. Поэтому сейчас, когда у каждого в кармане имеется мобильный телефон, система Алтай кажется анахронизмом, но для своего времени это был огромный технический прорыв.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here