Откуда на руке у древнего ассирийского царя часы?

0
73

Откуда на руке у древнего ассирийского царя часы?

На рельефе царя сопровождает джинн, опознать эту сущность легко — рожки на голове и крылья за спиной. Запястья обоих мужчин украшены тем, что нам кажется часами. Но если вникнуть в историю древних времен, понимаешь, что это никакие не часы, а просто браслеты. Жаркий климат Ассирии позволял народу ходить в легких одеждах и обнажать руки, поэтому носить множество украшения считалось красивым. Разумеется, у Ашшурнацирапала II был браслет с цветочным узором-розеткой. Именно за циферблат и принимают затейливый диск.

Статусная вещь — украшения запястий — отображена на многих скульптурных изображениях Ассирии. Но браслеты служили также признаком высокого общественного положения — их носили лишь царь и его ближний круг. Так что сюжет рельефа читается легко — джинн принадлежит ко двору ассирийского правителя. Такое общение с духами напрямую означало надмирность правителя и его способности нездешней силы.

Интересен и способ ношения браслета — это всё наука символов, которую отлично знал Ашшурнацирапал. У обоих мужчин эти аксессуары надеты на видимой зрителю части запястья — это не совсем корректно с точки зрения историков моды. Справедливости ради заметим, что в те поры в Месопотамии вообще-то было принято носить нарядной частью (циферблатом) наружу. Однако в камне высекли другое изображение, чтобы зритель оценил все узоры и тонкость работы статусного акса.

В нашем Эрмитаже можно внимательно рассмотреть рельеф из дворца Ашшурнацирапала II, найденный в Северной Месопотамии в городе Кальху и датированный 883–859 годами до н.э.

Когда и где жил царь Ашшурнацирапал II?

Откуда на руке у древнего ассирийского царя часы?

Ашшурнацирапал II восседал на троне Ассирии с 884 по 859 годы до н.э., история запомнила его как жестокого и беспощадного воина. Зато в его царствование скульпторы и писцы работали не покладая рук. Благодаря множеству рельефов, фресок и документов, сегодня историки могут считать множество полезных подробностей.

Трудолюбие и смекалка древних мастеров вызывают неподдельное уважение — не имея под рукой развитых технологий, они умудрялись создавать удивительно прекрасные вещи. Даже то, что уцелело, дает ощущение роскоши и праздника, что уж говорить о целостной картине того же дворца правителя, например.

Скажем, каменный рельеф из Эрмитажа украшал чудо-дворец Ашшурнацирапала II в городе Кальху. Несмотря на вандализм современных радикалистов, которые в марте 2015 года уничтожили эту жемчужину сирийской культуры, несколько плит уцелело. Их в середине XIX века вывезли европейские археологи, сохранив в музеях, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Каждый раз, когда археологи обнаруживают столь изящные доказательства высокого развития древних цивилизаций, как ювелирные украшения, это настоящая победа. Ведь эти вещи, по сути — это уникальные «говорящие» свидетели, видевшие быт древнего мира. По кальхуйским плитам, скажем, историки смогли воссоздать интерьер дворца Ашшурнацирапала II, расставив предметы мебели, одежды, оружия и домашней утвари.

Управляя Ассирией, царь потрудился на славу, ведь Ашшурнацирапала никогда не скрывал, что целью его правления является прославление себя перед богами и подданными, а также подробный рассказ о своих подвигах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here