С 7 по 9 августа в селе Верх-Обском Смоленского района проходил 24-й Всероссийский фестиваль народного творчества и спорта имени М. С. Евдокимова «Земляки». На малой родине народного губернатора собрались родные и друзья Михаила Евдокимова, звезды российской и зарубежной эстрады, политики, юмористы и общественные деятели. В их числе был актер, композитор, продюсер, бессменный ведущий фестиваля «Земляки» и близкий друг Михаила Евдокимова Юрий Кузнецов-Таёжный. Для жителей Алтая известный артист давно уже стал желанным и горячо любимым гостем. Те искренность, теплота и позитив, которые Юрий Кузнецов-Таёжный дарит окружающим людям, не могут оставить равнодушным никого. К тому же он всем сердцем любит Алтай и приезжает сюда уже 20 лет.
На наше предложение об интервью Юрий Кузнецов-Таёжный откликнулся сразу же и любезно согласился приехать в Бийск. Беседу мы решили провести в одном из городских кафе. Дружелюбная атмосфера заведения и чашечка горячего чая располагали к душевному разговору, а говорили мы о многом: о творчестве, дружбе актера с Михаилом Евдокимовым, Алтае и фестивале «Земляки».
— Юрий Витальевич, на протяжении многих лет Вы являетесь постоянным гостем и ведущим Всероссийского фестиваля народного творчества и спорта имени М. С. Евдокимова «Земляки». Помните, как впервые проводили фестиваль?
— Изначально я просто помогал Мише. В каком-то году, точно не помню, ведущие то ли заболели, то ли не приехали, и он попросил меня их заменить. Все прошло успешно. На протяжении 11 лет я проводил фестиваль, когда был жив Миша, и 9 лет — когда его нет. Итого на «Земляках» я нахожусь 20 раз, в этом году у меня был такой юбилейный фестиваль (улыбается). Единственное, я пропустил его в 2012 году, когда снимался в фильме «Легенды о Круге», я просто физически не мог быть здесь, хотя сердце и душа рвались на Алтай.
На гала-концерте я, конечно, устаю, ведь он длится минимум 6 часов. Многое приходится менять на ходу, у нас же все без сценария делается. Человек, не знающий этого края, вряд ли справится с ролью ведущего. Он попросит сценарий, а его нет. Многие привыкли читать по бумажке, всегда нужны какие-то четверостишья, подводки. Поэтому без ложной скромности могу сказать, что в том формате, в котором существует фестиваль, наиболее быстро ориентироваться в ситуации удается только мне. Я хорошо знаю артистов, людей, сидящих в партере, и тех, кто находится на берегу Катуни и смотрит концерт оттуда. Я давно решил, что фестиваль для меня — это, наверное, главная общественная нагрузка. Пока будут время и силы, я буду на Алтае в первых числах августа и буду продолжать его организовывать и проводить. Почти все знают, что меня лучше не трогать в это время, потому что я никуда, кроме Алтая, не поеду.
Этот год был юбилейным: 10 лет, как с нами не стало Миши. Когда я выходил на сцену, то видел огромное поле людей… И это завораживало! Люди приезжают сюда годами. На фестивале можно встретить жителей Ханты-Мансийска, Питера, Читы, Хабаровска, Омска, Томска и так далее. Это самый большой праздник за Уральским камнем. Хотелось бы, чтобы государство в большей степени обращало на него внимание, потому что не Басковым же единым жив человек! Эту фразу я сам придумал на сцене во время фестиваля, и, мне кажется, она очень емкая (улыбается). Все, что показывают по телевизору, одни и те же лица… Ведь не из этого же состоит Россия! Россию надо понимать, и умом ее можно понять, если поднапрячься. Просто надо думать в правильном направлении.
— Расскажите, как проходит отбор артистов на фестиваль «Земляки»?
— Все участники Межрегионального фонда имени Евдокимова принимают посильное участие в формировании блока артистов. К счастью, люди сами хотят здесь выступать, только нужно оплатить дорогу и гостиницу. Многие артисты приезжают на фестиваль уже много лет подряд, например, такие как Вилли Токарев, а некоторые по субъективным или объективным обстоятельствам перестали приезжать в Верх-Обское.
В этом году у нас впервые выступили автор-исполнитель, композитор и музыкант Евгений Григорьев (Жека), солист группы «Лесоповал» Сергей Куприк, участник слепого прослушивания программы «Голос» Курбан Набиулин, российский поэт, автор, певец, заслуженный артист России Симон Осиашвили.
Мы даем возможность почувствовать себя хорошо всем, кто смотрит концерт. Ведь одним нравится Валерий Семин с баяном, другим — шансон. На фестивале находят место и народное творчество, и эстрадное. У людей много вкусов, а мы должны эти вкусы удовлетворить.
— Юрий Витальевич, у Вас как у продюсера возникала идея снять фильм о Михаиле Евдокимове или об Алтайском крае?
— После того, как я сыграл в фильме «Легенды о Круге», мне уже ничего не страшно (смеется). Чтобы снять фильм о Михаиле Сергеевиче, во-первых, нужен очень хороший сценарий, во-вторых, его нужно снимать дорого. Снимать абы как, с кондачка, бессмысленно. Да и зачем делать что-то плохо и неполноценно? Поэтому я бы не сказал, что съемка фильма о Михаиле Евдокимове не за горами.
В российском истеблишменте по непонятным для меня причинам информацию о Михаиле Сергеевиче придерживают или подтаптывают. СМИ показывают не его творчество и его великость, а грязное, желтое «белье»: сколько было детей, жен. Наверное, СМИ думают, что российскому народу это интересно. Они заблуждаются! Людей же не обманешь, они все понимают и чувствуют. Этого «белья» уже так много, не только про Мишу, а вообще, что люди пропускают это мимо ушей, они просто устали от всего этого. Зачем по десять раз повторять, сколько у кого детей было? Это же личное дело каждого. У всех есть свои скелеты в шкафу.
Что касается фильма об Алтайском крае, то у меня роятся в голове кое-какие мысли о съемках. Возможно, это будет что-то про шаманов, духов, мистику и переселение душ.
— Что Вам больше всего нравится на Алтае?
— На Алтае очень позитивная обстановка. Здесь много интересного в плане природы, людей, обычаев, традиций. Радует, что люди уважительно относятся к представителям других национальностей. Они партнерствуют и соседствуют. Ведь города разные, и среди них встречаются очень агрессивные по своей среде, колючие. В основном это города-миллионники. А Барнаул, Бийск и Белокуриха — это фантастика.
Прежде всего меня поразила красота Алтая. Для меня было важно разобраться, насколько он огромен, и я разобрался постепенно: я был на озере Ая, на Чемале, на перевалах. В Горно-Алтайске неоднократно были концерты, где нас очень хорошо принимали. По дороге в Горный Алтай у Миши было несколько очень правильных заветных мест, где он просил водителя остановить машину. Мы шли с ним, и он говорил: «Ты только понюхай, чем пахнет воздух!». Я вас уверяю, ни в одном месте на земном шаре так не пахнут земля и растения! Миша мог лечь в траву и пролежать там минут 15–20. Он считал, что алтайская земля целебная и создает правильное энергетическое поле. Я это тоже чувствую. Алтай для меня — аккумуляторная батарея. Я приезжаю, подсоединяюсь к ней и получаю энергию, которая потом меня несколько месяцев держит меня на плаву. Это позволяет мне как артисту расправить крылышки (улыбается). Я приезжаю в Москву одухотворенным, у меня лучше пишутся песни и стихи, да и жизнь по-другому начинает идти.
— Юрий Витальевич, какие плоды принесла Ваша дружба с Михаилом Евдокимовым?
— Дружбу со многими великими людьми, которые при жизни были рядом с Мишей и сейчас верны его памяти. Все они — часть моей жизни. Это Александр Панкратов-Чёрный. Хоть Александр Васильевич — сложный персонаж, но до такой степени яркий и талантливый, что остальное практически меркнет в лучах его славы. И честно скажу, иногда наслаждаюсь общением с ним. Также народный артист России Александр Михайлов — президент Межрегионального фонда имени Михаила Евдокимова, он много лет сюда приезжает и всеми возможными способами помогает проведению фестиваля. Так называемый аксакал фестиваля — Николай Михайлович Харитонов. Николай Михайлович ходил в Министерство культуры РФ много раз, не одну пару ботинок стоптал, пока на проведение фестиваля не были выделены деньги. Слава богу, что предыдущий министр культуры РФ Александр Авдеев вписал нас в строчку проведения фестивалей и мы получили финансирование. Хотя для проведения праздника на достойном уровне все равно нам приходится доставать деньги из своего кармана. Ведь цены растут на самолеты, гостиницы и питание, сами понимаете. Но мы сюда приезжаем не из-за денег, мы здесь не зарабатываем и ничего не делим. Пока мы живы и проводим фестиваль, память о великом человеке Михаиле Сергеевиче Евдокимове не угаснет. Следующий год будет юбилейный: «Землякам» — 25 лет!
— В Вашей творческой судьбе не менее значимое место занимает и другой человек — Михаил Круг, роль которого Вы исполнили в фильме «Легенды о Круге». Как Вы думаете, созвучно ли творчество Михаила Круга и Михаила Евдокимова?
— Их творчество созвучно тем, что оно для народа. Михаил Круг перед смертью был номер один, и некоторые исполнители шансона до сих пор не могут ему этого простить. Он ведь собирал дворцы спорта! Да и сейчас зайдите в любое караоке, там обязательно прозвучит «Владимирский централ» или «Приходите в мой дом». В возрасте 42-х лет Михаил Круг безвременно ушел с этой земли, но оставил много песен, которые до сих пор любимы слушателями, этим не могут похвастаться многие исполнители. И Миша Евдокимов многое сделал. У него было огромное количество задумок, он снялся во многих фильмах. А сколько эстрадных спектаклей он поставил!
Ни в коем случае нельзя забывать, сколько Михаил Сергеевич сделал для народа, будучи губернатором. Если Миша был бы жив, то еще многое успел бы. Он был очень полезен для алтайской земли, которую беззаветно любил и всегда стремился сюда. Миша всегда нас ругал: «В какую Италию вы собрались? Ну куда вы полетели? Давайте на Алтай!». Когда у него выдавалось несколько свободных дней, он стремглав мчал сюда. Помню его фразу: «Я россиянин, я люблю Алтай и буду умирать здесь, на родной земле». Вот что такое настоящий патриотизм, не показной и не тот, о котором говорят господа либерасты: «Патриотизм — это последнее прибежище даже для негодяев». Миша помогал людям не для пиара. Он просто не мог пройти мимо чужой беды, это его шокировало, и он делал поступки, которые могут показаться не совсем логичными для современного человека, живущего под воздействием пропаганды стран ЕС. Я прекрасно понимал эти поступки, потому что так должен поступать каждый человек. Если можешь чем-то помочь, то помоги! Повторюсь, это делалось не для пиаровской кампании, ведь многое так и не было освещено в СМИ. Мне не нравится, когда люди сделают всего ничего, а уже все газеты строчат, что такой-то человек подарил детскому садику целых три игрушки! А когда другой человек завозил целый год продукты питания для этого детского дома, чтобы сотни девчонок и мальчишек кушали, об этом почему-то никто не знает. Поэтому для Миши помогать людям было абсолютно естественно и органично.
— Можете ли Вы назвать артистов, близких по духу творчеству Михаила Евдокимова на современной эстраде?
— Сложно (задумался) … Вот сейчас пытаюсь вспомнить, но ни одного не могу назвать, кто бы был близок по уровню и стилю. После Миши делать Мишу — очень тяжело. У каждого — своя манера и свой жанр. Кстати, некоторые называют этот жанр «деревенский», но это очень узко, я бы назвал его «народный». У Миши был самобытный юмор, которого не было ни у кого, он был единственным в своем роде. После ухода он сразу причислился в ту первую когорту людей, которые, как бриллианты, будут всегда олицетворять высший эшелон творческого истеблишмента, такими были Василий Шукшин, Владимир Высоцкий. А то, что некоторые пытаются выступать в Мишиной манере, то пусть пробуют, может быть, что-нибудь получится.
— Возможно ли, что образ простого деревенского мужика будет забыт зрителями?
— Я считаю, что жанр, в котором выступал Миша, точно никуда не денется. Тем более сейчас существует такая великая вещь, как Интернет. Человек, который захочет покопаться в творческих характеристиках Михаила Евдокимова, всегда найдет его передачи, песни и стихи. В России же очень много людей, живущих в селах и деревнях. И мне кажется, что творчество Михаила Евдокимова будет жить в народе вечно, потому что оно истинно народное.
Глубинка будет процветать, поэтому будет расти любовь к деревне, земле и простым человеческим истинам. Это подтолкнет людей заглянуть в творчество таких людей, как Михаил Сергеевич Евдокимов. Когда человек захочет услышать, он услышит. То, что захочет увидеть, он увидит, было бы желание. Человек не так глуп, как некоторые хотят представить. Все это идет от наших «товарищей», навязывающих нам идею, что человеку не так много надо: жвачка, гамбургеры и пенный напиток. Нет! Нам этот образ жизни западный не подходит, русские люди очень духовные и нравственные. Мы должны искать эти качества в себе и окружающих.
— Полностью с Вами согласна. Юрий Витальевич, хотелось бы отметить, что когда Вы исполняете песни Михаила Евдокимова, ваши голоса поразительно похожи…
— В связи с тем, что мы с Мишей работали на концертах и я провел много времени с ним, он был моим учителем. Многолетний опыт работы с Михаилом Сергеевичем существенно повлиял на мою творческую судьбу. Например, когда я пою песни Михаила Круга, я пою очень близко к его ментальности. Чтобы добиться такой ментальности, надо было приложить определенные усилия. Миша Евдокимов умел это делать. Он же был прекрасным пародистом прежде всего, и я многое от него перенял и впитал. Сейчас могу сказать, что как певца меня можно назвать в каком-то смысле мастером: я пою разными голосами и тембрами, озвучиваю фильмы. Когда я пою песни Михаила Евдокимова, я тоже передаю его ментальность. Я же довольно долгое время слушал и пел его песни, поэтому стилистически и тембрально получается похоже.
— В каких проектах Вы участвуете на данный момент?
— Я пишу три альбома в разных стилях: первый — в стиле шансона, в связи с ролью в фильме «Легенды о Круге», второй — креативный, его я записываю с музыкантами группы «Линда», третий — альбом на английском языке, с музыкантами из-за границы. Запись всех трех альбомов мне как творческому человеку доставляет огромное удовольствие.
Я всегда говорю: неизвестно, что будет через два года. Сейчас одна из моих программ, с которой мы ездим на гастроли, называется «Легенды о Круге». Это смесь творческой встречи, концерта и спектакля. Я пою песни Михаила Круга, свои песни, показываем зрителям видео, и я отвечаю на вопросы. Мне нравится теплая, непринужденная обстановка, которая у нас возникает в зале. Но я ни в коем случае не паразитирую на материале Михаила Круга! Я просто сыграл роль в фильме «Легенды о Круге». Сергей Безруков же возит по стране программу «Есенин», поэтому я считаю, что имею полное право возить программу «Легенды о Круге». Тем более эта программа многим нравится. Но я не замыкаюсь в этом узком формате, у меня есть и другие программы. Может, через два года я буду возить по городам какую-нибудь оперу или оперетту, в которых не будет ни Круга, ни шансона. Я ничего не исключаю, это творческая судьба.
Когда-то я написал песню для Михаила Евдокимова «Сибиряки». Иногда пою ее на фестивале, она о том, как сибирские дивизии остановили врага на подступах к Москве в 1941 году. В Сибири знают эту песню. Для исполнения у меня ее попросили уже минимум 2-3 коллектива, я разрешаю, мне не надо никаких денег, я нежадный. Пойте, пожалуйста. Песня должна жить. Считаю, «Сибиряки» — одна из самых ярких песен в моем военном альбоме «Снега войны». Я сам написал к нему музыку и часть текстов. Также для альбома тексты писали великолепные поэты Кирилл Крастошевский, Андрей Ордынец, Александр Вулых, Герман Витке и другие. Мне кажется, что это очень сильный музыкальный материал, так как этот альбом мы записывали долго и осмысленно. Некоторые песни были записаны с большим оркестром. В этом альбоме есть тематика Великой Отечественной войны, песня «На Балканы» посвящена событиям в Сербии. Присутствует тема про Афганистан и Чечню. Но я не останавливаюсь, у меня копятся военные песни, возможно, я запишу еще один военный альбом.
— Спасибо за уделенное время, Юрий Витальевич. Успехов Вам в творчестве и жизни!
— Спасибо огромное всем бийчанам за многолетнюю помощь в проведении фестиваля «Земляки»!
Фото: Елизавета Коротаева, «Мой Бийск»
от души спасибо
СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!