Реальная причина антироссийских протестов в Грузии – строительство порта на Чёрном море

0
49

БесПОРТочники

Многих, наверное, удивило, что президент Грузии Саломе Зурабишвили в организации беспорядков в Тбилиси 20 июня обвинила Москву, а не свою оппозицию, двинувшую на штурм парламента. В самом деле, ну при чём здесь Москва?! Подумаешь – российский парламентарий присел не в то кресло, велика беда! И дело, конечно, не в кресле, да и не в парламентарии, слегка расслабившемся в гостях. Так почему же у Зурабишвили крайней оказалась Россия? Сейчас объясним.

Вообще-то маршрут «большого шёлкового пути» из Поднебесной в Европу не должен был проходить по территории Грузии. Изначально в китайском транзите были задействованы Россия, Иран и Азербайджан. Но европейским партнёрам Пекина показалось, что маршрут неплохо было бы «диверсифицировать», снизив риски (мало ли что на уме у этих непредсказуемых русских да персов!), а заодно подкормить гордых, но бедных грузинских партнёров. Подкормить их европейцы пытаются постоянно, да всё как-то не задаётся. То сорвётся перспективный проект газопровода «Набукко», хотя казалось, что вот-вот – и Грузия станет полноценной страной-транзитёром, под стать Украине. То забуксует строительство Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. А тут вдруг западных партнёров Тбилиси осенило: а почему бы не задействовать Грузию в проекте «большого шёлкового пути»? Скажем, построить грузинам большой современный порт на Чёрном море и намекнуть китайским товарищам, чтобы они имели этот порт в виду, прокладывая себе транзит в Старый Свет.

Грузинский порт – «кость в горле России»

Некий грузинский предприниматель Мамука Хазарадзе неожиданно взялся профинансировать полёты туристов с Украины в Грузию – после того как российские туристы, изумившись протестам в Тбилиси, решили на время свернуть с грузинского маршрута (с июля у нас отменяют все авиарейсы). Аттракцион неслыханной щедрости! «С 8 июля прекращаются полёты из России, – разъяснял Хазарадзе, – что, естественно, скажется на туристическом сезоне. Исходя из этого выражаю готовность профинансировать от имени TBC Holding 10 чартерных рейсов Airzena (Georgian Airways) для перевоза украинских туристов из Киева в Тбилиси, чтобы поддержать туристическую индустрию Грузии». Казалось бы, что проку какому-то Хазарадзе брать на себя финансирование перелётов украинских туристов в Грузию – компенсируя тем самым российские потери?

Хазарадзе возглавляет компанию TBC Holding. Эта компания строит порт невдалеке от границы с Абхазией – Анаклию. Тот самый порт, который западники замыслили себе как часть «альтернативного» «большого шёлкового пути». У Хазарадзе есть заклятый враг – Бидзина Иванишвили, теневой властитель Грузии. Бывший российский предприниматель и вообще, если верить грузинской прессе, «рука Москвы». Полгода назад противостояние двух миллионеров расписало «Радио Свобода» в подробной статье с говорящим заголовком «Иванишвили против Хазарадзе: игра на миллионы». Суть её примерно такая: Иванишвили привёл в правительство «своего» премьера, Георгия Квирикашвили, а Хазарадзе устроил «заговор банкиров» и Квирикашвили сместил. И теперь «фамилия Хазарадзе вызывает у Иванишвили откровенную ярость».

Суммируем то, о чём сказано выше. Грузинская компания, принадлежащая Хазарадзе, строит огромный глубоководный порт на Чёрном море – чтобы конкурировать с российскими портами и в конечном итоге, чтобы заместить их в китайском транзите. Глубина порта – 20 метров (этого достаточно, чтобы принимать корабли любого водоизмещения), 32 причала общей длиной 12 километров. Пропускная способность – 100 млн тонн грузов в год. Что сопоставимо с портами Шанхая, Сингапура и Роттердама. Стоимость проекта – 2,5 млрд долларов. Ожидается – это важно! – что первые корабли войдут в Анаклию уже в 2020 году. Ещё одна важная пометка – порт строит не государство, а частные грузинские инвесторы при активном посредничестве американцев. Как признал министр экономики Грузии Георгий Кобулия, отправленный в отставку в апреле этого года, этот порт – «кость в горле России». Наши черноморские порты, таким образом, перестанут быть интересны перевозчикам (так, во всяком случае, считают в Тбилиси). А прибыль грузины ожидают совершенно астрономическую: через пять лет обещают выйти на миллиард долларов в год. Планы наполеоновские, хотя и сомнительные. Но российским конкурентам всё же есть отчего забеспокоиться. Тем паче что порт введут в строй менее чем через год.

Найдена возможность обойти введенный Москвой запрет на авиарейсы между Россией и Грузией. В Грузии предложили запустить бесплатные автобусные шаттлы в страну из ближайших аэропортов в Баку, Ереване и Трабзоне.

«Ещё год, и мы дадим Москве пинка!»

Поначалу премьер Квирикашвили поддерживал строительство порта и даже побывал на церемонии закладки фундамента три года назад. Но затем Иванишвили, возможно с подачи российских партнёров, растолковал своему протеже голосом товарища Саахова, что «торопиться не надо». Тем временем Мамука Хазарадзе, самый известный банкир в стране и основатель грузино-американского Консорциума по развитию Анаклии, уже вовсю трубил о том, что-де его порт вот-вот вытеснит Россию из черноморского транзитного пространства: «Ещё год, и мы дадим Москве такого пинка, что она вынуждена будет нам уступить весь свой черноморский транзит!» Но без поддержки правительства процесс буксовал. И даже когда Квирикашвили покинул свой пост, ситуация ничуть не улучшилась. «Представители официальных властей всё чаще ставят под сомнение жизнеспособность проекта! – негодовал Хазарадзе. – Руководство консорциума «Анаклия» отбивается от обвинений правительства в том, что ему не удаётся завершить строительство и вовремя привлечь инвестиции». А тут ещё Хазарадзе угораздило угодить под следствие по обвинению в мошенничестве (буйный грузинский темперамент – дело такое). Напрасно банкир «мамой клялся», что он не виноват, а всё подстроили Москва и Пекин, у которых якобы заговор с целью не допустить строительства «альтернативного» порта. «Запутанная ситуация вокруг консорциума, – сообщала грузинская пресса, – результат финансовых разногласий, интриг конкурентов, конфликта между Хазарадзе и Иванишвили или всего вышеперечисленного одновременно».

Проблема, конечно же, крылась в деньгах. Их не хватало. Частные инвестиции замерли где-то на отметке в 70 млн долларов, хотя изначально они должны были составить как минимум 620 миллиардов. Консорциуму удалось привлечь залоговый кредит в размере 400 млн долларов от четырёх международных финансовых институтов, Европейского банка реконструкции и развития, Корпорации частных зарубежных инвестиций, Азиатского банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Но проблема заключалась в следующем: кредиторы потребовали, чтобы поручителем при оформлении кредита выступило правительство Грузии. Другими словами, если проект вдруг провалится, правительство Грузии должно гарантировать возврат сотен миллионов долларов. Плюс пени. А откуда-то из-за кулис фигура, похожая на Иванишвили, показывала правительству кулак, мол, только попробуйте дать такие гарантии. Да ещё кому?! Заклятому вражине Хазарадзе!

«Рука Москвы» достаёт у грузин изо рта последний транзитный кусок!

А дальше следите за датами. 12 июня правительство Грузии неожиданно продлевает Консорциуму развития Анаклии сроки закрытия финансовой сделки – ещё на полгода. Хотя до этого то же самое правительство намеревалось проект заморозить, как на том настаивал Иванишвили (как уточняет грузинская пресса, якобы выполняя тем самым волю Москвы). Почитайте грузинскую прессу – что про закрытие проекта писали в апреле и мае. Мол, нет смысла вкладываться, и вообще, порт лучше строить не возле Абхазии (мало ли что!), а в Поти. Потийский проект, к слову, продвигают предприниматели, связанные с Иванишвили. Показательно и то, сколь стремительно отошли от проекта французские инвесторы (не иначе как по на­ущению того же Иванишвили – у него имеются негласные, но чрезвычайно прочные связи в Париже). Сегодня в консорциуме Хазарадзе остались по большому счёту только американцы – SSA Marine и Conti International LLC (чуть ниже мы намекнём, почему именно они). И буквально следом, 16 июня, грузинские издания опубликовали «утечку» якобы из правительства: мол, мы погорячились и своё решение от 12 июня отменяем. Строительство порта в Анаклии, таким образом, всё-таки замораживается! И уточнение: мол, пришлось сдать назад под натиском депутатов парламента, точнее, парламентариев из правящего объединения «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», которым «дирижирует» Иванишвили. «Рука Москвы» срывает планы Тбилиси! Да что там – само стремление грузин к лучшей жизни! И 20 июня тысячи протестующих устремились на штурм здания парламента Грузии.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров в рамках личного Telegram-канала прокомментировал развитие внутриполитической ситуации в Грузии, отметив, что он с тревогой следит за всеми событиями.

С потерей Крыма, на который американцы так рассчитывали, идея американского доминирования на Чёрном море провалилась. Зато остались планы повоевать с Ираном. Вот для осуществления этих планов и нужна Анаклия

Вообще-то проект глубоководного порта в Анаклии придумал не кто иной, как Михо Саакашвили. Планов у него было громадьё – город-порт Лазика должен был стать крупнейшей черноморской торговой гаванью. Его строительство планировали начать в 2012-м, торжественную церемонию провели 25 сентября. А 4 октября на выборах в Грузии победила «Грузинская мечта». Иванишвили стал премьер-министром. И грандиозные планы Михо, таким образом, сорвались. Ивани­швили тут же назвал проект города-порта анекдотом и дал понять, что заниматься им он не намерен. Тогда же общественный деятель Элизбар Джавелидзе сообщил, что Лазика – никакой не город-порт, а военная база американцев, строящаяся в преддверии войны США с Ираном.

Порт Анаклия – база, с которой американцы нападут на Иран

Так вот, об американском участии в строительстве порта в Анаклии. Поговаривают, что американцы неспроста выдавили из проекта французов, а сегодня выдавливают и болгар. Дело в том, что торговый порт – это лишь часть проекта. Другая его часть – намного более важная для Вашингтона – это военная база. Ни для кого не секрет, какие нынче отношения у США и Ирана – того и гляди, дойдёт до войны. Потому-то и спешат строители, обещая сдать порт менее чем через год. Потому-то в проекте участвует и такой «монстр», как SSA Marine. «Американцы действительно заинтересованы в строительстве транзитного торгового порта, который обеспечивал бы их стране-сателлиту безбедную жизнь, – разъясняет Владимир Хомерики, доктор экономических наук, президент Фонда единения русского и грузинского народа и вице-президент Всемирного конгресса народов Грузии. – Но на самом деле торговый порт – это не главная цель. Анаклию собираются превратить в базу американского ВМФ. Там смогут базироваться как надводные, так и подводные корабли – у России под самым носом! С потерей Крыма, на который американцы так рассчитывали, идея американского доминирования на Чёрном море провалилась. Зато остались планы повоевать с Ираном. Вот для осуществления этих планов и нужна Анаклия – и именно в 2020 году, не позднее». А грузинское правительство – переведя стрелки на депутатов – чуть было не сорвало эти планы! Вот вам и причина майдана в Тбилиси и штурма парламента. Российский депутат мог и не сесть в кресло спикера – нашёлся бы иной предлог для волнений. А президент Зурабишвили, поминая всуе «руку Москвы», просто не разъяснила логику своих рассуждений. «Рука Москвы» пыталась приостановить строительство порта в Анаклии, срывая таким образом планы Тбилиси! Народ, конечно же, возмутился. Ведь этот порт – пусть даже американская база подскока для того, чтобы напасть на Иран, – будет кормить немалую часть грузин. А значит, он – благо! Такая вот логика.

Вообще-то Хазарадзе никогда раньше не водил дружбу с Саакашвили. Пока Михо был президентом, они даже нередко конфликтовали (хотя и без огонька – Мамука, со слов Михо, даже разбогател за это время в пять раз), а ещё в марте Саакашвили предлагал Мамуке уйти в монастырь и покаяться, чтобы избежать ареста (речь шла о банковских махинациях якобы с участием миллиардера). Примирение состоялось буквально на днях, после известия о замораживании правительством строительства порта! Не иначе как Саакашвили, вернувшемуся в украинскую политику, накануне парламентских выборов потребовались деньги, а Мамуке соответственно «штыки» в Тбилиси, чтобы учинить бучу и склонить правительство к продолжению строительства. Кстати, поставленной цели он достиг. А Саакашвили смог заработать 15 млн долларов. Это не слишком много, полноценную парламентскую кампанию на эти деньги не проведёшь, но с десяток мажоритарщиков протащить в округах вполне можно (неофициальная такса – как раз примерно 1,5 млн долларов за мандат). Буквально на днях Саакашвили вернулся в Киев беднее церковной мыши, а сегодня его немногочисленная свита уже вовсю швыряет деньгами!

Президент России Владимир Путин подписал указ, который запрещает российским авиакомпаниям с 8 июля 2019 года осуществлять воздушные перевозки граждан из РФ в Грузию.

Между тем строительство грузинского порта продолжается полным ходом. Уже в следующем году, как отмечают эксперты, Новороссийск ощутит конкуренцию. «Анаклия может подорвать его лидирующие позиции по контейнерным перевозкам, переманив часть грузов, перевозимых в настоящее время из азиатских стран на Запад», – отмечает портал «Евразия». Правда, представители консорциума всё ещё опасаются (и, вероятно, небеспочвенно), что Москва попытается воспрепятствовать строительству и что Пекин, возможно, окажет в этой связи давление на Тбилиси «с целью выбить из проекта грузино-американский тандем».

Ссориться не собирались, но горшки побили

Вот, собственно, и вся подоплёка грузинского майдана 20 июня. Конфликт строителей порта с законодателями и правительством пока что исчерпан, зато Москва, похоже, побила горшки с Тбилиси всерьёз. То ли дело действительно в порте (скорее всего именно так, и дело не столько в конкуренции с Новороссийском, сколько в угрозе Ирану), то ли и правда до печёнок достала русофобия грузинских властей. Как бы там ни было, но на днях прекращается авиасообщение между нашими странами. Ни о каком миллионе российских туристов в год больше не может быть и речи. Поговаривают, что со дня на день в России под запретом окажется и грузинское вино. И уж тут-то грузинам следует пенять исключительно на самих себя. Страна экспортирует примерно 12 млн бутылок вина в год. Из них около 9 млн закупает Россия, остальное разбирают Польша, Китай, Казахстан и Украина. Европе грузинское минассали и на фиг не нужно, так что выпить 7 млн литров своего пойла гражданам Грузии придётся самим. Эксперты недаром возмущались: мол, винограда в стране едва собирают, чтобы произвести порядка 3–4 млн бутылок, откуда берётся остальной виноматериал? Вот и мы тоже не в курсе.

Реальная причина антироссийских протестов в Грузии – строительство порта на Чёрном море

Анатолий НЕСМИЯН, востоковед:

– Остаётся только запретить боржоми, хинкали и хачапури. Но что характерно – грузинских воров в законе никто и не думает «запрещать» и тем паче депортировать на родину. Но полёты запрещены явно всерьёз и без дураков с туманной формулировкой «когда минует угроза для российских граждан в Грузии». Какая конкретно сейчас угроза?! И кому?! А из Чечни тем временем раздаётся знакомый гортанный говорок, уточняющий, что от Грозного до Тбилиси всего 200 километров. «Можем повторить». Едва ли тут дело в одном только депутате, который не туда сел. Проблема куда глубже, только у нас предпочитают не говорить всей правды.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here