Тайны японских военных до сих пор остаются без ответа

0
52

Матуа – секретный остров в Тихом океане. Часть 2

Основными противниками японцев на Матуа во время войны были американцы. Они прекрасно понимали значение острова и аэродрома. Вообще, это была игра «в долгую».

Началось с того, что японская эскадра, атаковавшая Перл-Харбор, для маскировки, выйдя из японских баз, пошла на север, в сторону Курильских островов. Это было началом игры нервов между двумя противниками. В 1942 году японская эскадра захватила два острова Алеутской гряды – Кыска и Атту. Была даже эвакуирована база Датч-Харбор. Это было единственное вторжение на территорию США в ХХ веке! И хотя операцию проводил японский ВМФ, базы на островах играли важную роль. После того, как американцы вернули статус-кво, начались активные действия против баз японцев на севере Тихого океана. Достаточно сказать, что над Матуа было сбито 50 американских самолетов, а ВПП аэродрома приходилось постоянно восстанавливать после налетов американцев. Кстати, в этих авианалетах проявилась одна из тайн Матуа. Бомбы падали в основном на взлетно-посадочные полосы и такие объекты, как склады ГСМ, другие же сооружения щадились. Бомбили Курильские острова летчики 28 группы дальних бомбардировщиков, которая располагалась на Аляске. Происходило это с апреля 1944 до августа 1945 года, пока СССР не объявил Японии войну. Использовались в основном самолеты Б-24 и Б-25.

Тайны японских военных до сих пор остаются без ответа

Американский бомбардировщик B-24

На море, в водах вокруг острова, борьба велась то же не на шутку. С 1944 года ВМС США осуществляли морскую блокаду острова. Для американцев это вылилось в потерю двух подводных лодок. Сначала недалеко от острова японским эскортным кораблем «Исигаки» была потоплена американская подводная лодка USS S-44 (SS-155). Случай гибели второй американской лодки по-своему уникален. USS «Herring» (SS-233), потопила суда «Хибуки Мару», «Иваки Мару» и эскортник «Исигаки» в 70 милях к западу от острова. После этого «Herring», подойдя к острову, всплыла и была уничтожена огнем японской береговой артиллерии. Это единственный случай в американском ВМФ во Второй мировой войне, когда американская подводная лодка была потоплена огнем береговой артиллерии! В 2017 году «Herring» был обнаружен экспедицией Министерства обороны России на глубине 110 метров и обследован с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов».

Тайны японских военных до сих пор остаются без ответа

USS «Herring» (SS-233)

Гарнизон острова, и самое главное, количество вооружений на острове, менялось с ходом войны. Максимально он составлял 7,5 тысячи, включая артиллерию и даже танки!

В августе 1945 года гарнизон численностью 3795 человек капитулировал без единого выстрела. Командир 41 полка полковник Уэда сдал остров советскому командованию. Матуа перешел Советскому Союзу.

Тайны японских военных до сих пор остаются без ответа

Капитуляция японцев на Матуа

Производитель самолетов Boeing лишился контракта на десятки миллиардов долларов, заключенного с индонезийской авиакомпанией Garuda Indonesia. Причиной стал отказ пассажиров авиакомпании летать этими самолетами.

После войны

Первоначально, советский и японский гарнизоны были на Матуа вместе, потом японцев вывезли на родину. На Матуа остался небольшой гарнизон: пограничники и радиолокационная станция ПВО страны. Предварительно получив приказ о капитуляции, японцы предприняли ряд действий, тайну которых до сих пор пытаются разгадать современные исследователи. Советские военные находились на Матуа до 1991 года.

С Матуа связан один любопытный дипломатический эпизод. После войны, Президент США Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США один из островов Курильской гряды – остров Матуа. Подоплека понятна – Матуа один из немногих островов с аэродромом. Трумэн в своем письме не скрывал, что намерен построить на Матуа военно-морскую базу. Тогда лидер СССР то ли в шутку, то ли всерьез согласился обменять Матуа на один из островов Алеутской гряды. Вопрос закрылся сам собой.

Тайны Матуа

В 70-х годах ХХ века трое пограничников попытались исследовать подземные коммуникации острова. Вероятно, произошло обрушение потерны, где находились пограничники. На поверхность они не вышли. Как водится, был издан приказ о запрете личному составу спускаться в подземелье. Задумываться о вопросах и версиях, о том, что же происходило на острове, стали уже в XXI веке. Экспедиции на остров начались с 2003 года. Сначала это были энтузиасты-краеведы. Начиная с 2016 года, эти экспедиции организует Министерство обороны (МО) России совместно с Русским географическим обществом. Мы попробуем сформулировать основные вопросы и, по возможности, дать на них ответы.

1. Появилось много публикаций о том, что на острове находилась лаборатория печально известного отряда 731 (см. Страшная правда отряда 731).

Экспедиция МО имела в своем составе военных химиков и бактериологов. Никаких признаков наличия этих вооружений, или их производства пока не выявлено. Вопрос можно было бы закрыть, во время исследований были найдены образцы стеклянной лабораторной посуды — колбы, пузырьки. Для чего это находилось на острове – пока загадка.

2. На острове найдено большое количество ржавых бочек из-под топлива с немецкой маркировкой времен войны.

Некоторые бочки были целые, с горючим времен Третьего Рейха. На бочках было выбито (в переводе): «Горючее Вермахта. 200 литров». Далее шла дата – от 1939 до 1945 годов. Возникла версия, что Матуа была базой, куда заходили немецкие подводные лодки. Участники экспедиции – моряки Тихоокеанского флота -исследовали весь остров и не нашли место, куда могла бы пришвартоваться подводная лодка. По поводу наличия большого количества немецких бочек еще есть предположение. Сразу после войны для снабжения Советской армии поступило много бочек с топливом, вывезенным из Германии. Возможно, какая-то часть была привезена на Матуа для обеспечения службы пограничников и поста ПВО.

3. Самая главная загадка. Остров был буквально нашпигован тяжелой военной техникой. Во время капитуляции и сдачи гарнизона в наличии было только личное стрелковое оружие. Куда исчезло все остальное?

Экспедиция МО проверила даже такую экзотическую версию о том, что тяжелая техника была сброшена в жерло вулкана. Как бы странно это не выглядело, но вверх по конусу вулкана проложена дорога, на которой до сих пор видны следы гусеничной техники. Что возилось по ней – непонятно. В 2017 году доехать на грузовике до вершины не получилось. Есть информация, что часть военной техники, включая полевые орудия и танки, были вывезены в Японию для усиления южного направления в 1944-1945 годах. Но эта информация не объясняет полное отсутствие тяжелой техники на острове. На Матуа были найдены только паровой каток для утрамбовывания взлетно-посадочной полосы аэродрома, остатки нескольких прожекторных установок и военных грузовиков. И всё. Куда исчезла остальная техника — неизвестно.

В десятках стран мира обнаружили получателей «гитлеровских» пенсий, которые были гарантированы лидером Третьего рейха за сотрудничество с нацистами. Большинство пенсионеров проживают в Европе.

4. Одна из самых интересных находок, которая может со временем много объяснить. На острове найден высоковольтный (!) кабель на склоне вулкана Сарычева.

Неподалеку расположены остатки старой дороги к жерлу вулкана. На склоне были найдены несколько обрушившихся входов в подземные коммуникации. Что находилось на склонах вулкана, для чего нужен был высоковольтный кабель питания – неясно.

5. Все входы в подземные сооружения взорваны.

Экспедиция находит вход. Проходит 50-100 метров и натыкается на завал, образовавшийся от подрыва. Для чего японцы перед капитуляцией заблокировали все входы в подземные коммуникации? Есть версия, что таким образом они законсервировали свою базу.

6. После вывода российского гарнизона в 1991 году, ПВО страны не раз засекали японские военные самолеты вблизи острова.

Для чего совершались эти полеты? Матуа не входит в число островов, суверенитет над которыми Япония оспаривает у России.

Будущее острова Матуа

Тайны японских военных до сих пор остаются без ответа

Тайны японских военных до сих пор остаются без ответа

7 мая 2016 года из Владивостока на остров Матуа на шести кораблях и судах отправилась крупная научно-исследовательская экспедиция под руководством заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Александра Рябухина, в количестве 200 человек. В составе экспедиции была группа РХБ контроля, сформированная из специалистов научно-исследовательских организаций войск РХБ защиты Министерства обороны. К июню 2016 года экспедицией Министерства обороны РФ и Русского географического общества были обследованы прибрежные и равнинные части острова Матуа, всего 97 исторических объектов. В 2017 году была направлена вторая экспедиция на остров. Цели этих экспедиций были не только научно-исторические. Принято решение о восстановлении присутствия военных на острове. Общая стратегия – усиление обороны на Курильских островах. Существующие гарнизоны укрепляются современными комплексами ПВО «Бук-М2» и противокорабельными комплексами «Бал» и «Бастион». В цепочку островов с военными базами решено включить и Матуа. Военно-морской базы здесь не будет, природные условия не позволяют, а восстановить структуру аэродрома и разместить силы ПВО вполне возможно. Расположение Матуа – почти в середине цепочки островов имеет решающее значение, опорная точна на нем нужна. Первое, что сделали с помощью специальных сетчатых секций, восстановили часть ВПП и организовали место посадки военных вертолетов. В дальнейшем восстановили всю полосу, и на ней в прошлом году совершил первую посадку военно-транспортный самолет Ан-26. Более конкретной информации о военном будущем острова Матуа Министерства обороны не разглашает, но понятно, что остров будет включен в систему обороны страны на Дальнем Востоке.

А тайны Матуа будут исследоваться дальше. Как заявил Министр обороны Сергей Шойгу, там осталось много вопросов без ответов. Значит, экспедиции будут продолжаться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here